Меня зовут Виталий Шестаков. Вот уже больше 15 лет я веду программы в Институте Тренинга и передаю руководителям российских компаний знания и инструменты, которые одновременно облегчают им работу, помогают наладить контакт с командой и улучшают результаты деятельности. Нередко на самих тренингах или во время перерывов я получаю вопросы о сложных ситуациях, с которыми руководители столкнулись на работе. Ответы на самые частые я собрал в серии статей. Буду рад, если вы найдете в них пользу для себя!
«Какой подход к планированию выбрать — восходящий или нисходящий, когда надо сделать быстро, больше половины сотрудников опытные и с высоким уровнем компетенций, а уровень неопределенности в задаче высокий?».
Сначала разберемся, в чем суть каждого из подходов к планированию.
Нисходящее планирование подразумевает, что цели и путь ее достижения определяет сам руководитель, а команде ставит задачи для исполнения. Этот подход будет эффективно работать, когда:
а) ограничены сроки;
б) уровень неопределенности высокий;
в) команда недостаточно опытна.
Такой подход позволяет быстро задать направление, обеспечить контроль и минимизировать риск ошибок.
Восходящее планирование строится на инициативах команды, руководитель позволяет команде предложить свои идеи и алгоритм достижения результата. Руководитель же направляет, согласует и поддерживает. Этот подход будет эффективно работать, когда:
а) есть запас времени на сбор и обсуждение идей;
б) сотрудники компетентны;
в) требуется поиск нестандартных решений.
Здесь руководителю требуется лишь поддерживать вовлеченность и стимулировать поиск нестандартных решений.
Редко в чистом виде используется какой-то один подход, чаще — комбинированный. Если вернуться к поставленному вопросу, то для выбора подхода необходимо определить, какой из факторов перевешивает, что наиболее критично в данном случае.
Оптимальный вариант — смешанный подход с легким доминированием восходящего планирования в части проработки вариантов решений.
- Если надо быстро, тогда руководитель задает цель, сроки и ключевые ориентиры, чтобы не терять время на согласование — нисходящее планирование.
- Сотрудники в команде опытные, поэтому подключайте их знания, инициативу и скорость реакции. Пути достижения цели, список мероприятий и риски лучше проработать вместе с ними — восходящее планирование.
- Высокая неопределенность требует гибкости и генерации идей. Опытные сотрудники могут предложить варианты, которые неизвестны руководителю — восходящее планирование.
При этом руководитель имеет право уточнить и скорректировать финальное решение.
Ответы на остальные вопросы смотрите в других статьях:
• Как не бояться делегировать задачи?
• Что делать, если возникли разногласия с сотрудником?
• Как позиционировать себя в коллективе, если твои вчерашние коллеги стали подчиненными?
• Как и со своими задачами справляться, и команде помогать?
Если интересующий вас вопрос вы здесь не увидели, задайте его в комментариях!
Буду рад помочь руководителям вашей компании на практике проработать все важные управленческие навыки: планирование, постановка задач, делегирование, мотивация, обратная связь и другие. Обратите внимание на тренинги из раздела «Развитие руководителей»!