- Внимание в понимании тренера и психолога
- Кнопка пульта №1. Удержание внимания
- Кнопка пульта №2. Переключение внимания
- Кнопка пульта №3. Дозирование внимания
- Кнопка пульта №4. Фильтрация внимания
Внимание в понимании тренера и психолога
В этой статье мы обратим внимание… на внимание. Да, тавтология, но так и действует тренер, обращая внимание на внимание обучающихся.
Тренер ловит рассеянные взгляды, меняет ритм, замечает, где участники теряются, а где — «залипают» в задаче. Он чувствует, когда пора сделать перерыв, пошутить или переключить формат. Умелый ведущий дирижирует вниманием группы: делает паузы, расставляет акценты, задает вовлекающие вопросы, выбирает темп и разминки.
Под «вниманием» психологи понимают направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах, мыслях или действиях, чтобы позволяет отбирать значимое и игнорировать остальное.
Представьте, что у тренера в руках пульт управления вниманием с четырьмя кнопками: удержать, переключить, дозировать, сфокусировать. Чтобы пользоваться пультом вовремя и уместно, разберёмся, какие свойства внимания скрываются за этими кнопками.
Кнопка пульта №1. УСТОЙЧИВОСТЬ: удерживать внимание на протяжении всего обучения
Если внимание устойчиво, участник погрузится в тему и будет сосредоточен, даже если задача сложная. На тренинге устойчивость зависит от формы подачи, темпа, интереса к теме и внутреннего состояния. Способность удерживать фокус на одной задаче зависит не только от тренера, но и от состояния участника, его индивидуальных свойств.
Что снижает устойчивость?
- Монотонная речь ведущего.
- Однотипные задания.
- Однообразная структура занятия.
- Слишком простой или, наоборот, сложный материал.
- Усталость или стресс участников.
- Индивидуальные свойства: склонность к повышенной активности или усталости.
Как распознать снижение устойчивости внимания?
- Частые отвлечения.
- Переспрашивания.
- Просьбы о перерыве.
- Увеличение числа ошибок.
- Замедленное понимание инструкций.
Что помогает удержать устойчивость?
- Смена активностей: игры, задания, викторины, разминки и так далее.
- Зрительный контакт и обращение по имени.
- Умеренная экспрессивность тренера: жесты, движения, улыбка.
- Вовлекающие и проблемные вопросы.
- Речевые акценты и паузы, уместные повторы.
- Связь происходящего с задачами участников.
- Учет естественных ритмов: к концу дня давать менее сложный материал.
Кнопка пульта №2.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ: двигаться от одной задачи к другой
Участники не всегда быстро входят в новую тему. Особенно, если глубоко погрузились в предыдущее содержание. Внимание может «застрять» — тогда от тренера нужна помощь в переходе.
Переключение внимания — это свойство, которое разрешает отпустить один объект и перенести фокус на другой. Оно проявляется в способности человека успешно переходить от одной задачи к другой, не теряя эффективности.
Противоположность переключаемости — ригидность, или «застревание» внимания. Именно оно мешает двигаться вперёд, особенно в обучении.
Что влияет на скорость переключения внимания?
- Физиология — сила и подвижность нервной системы. Слабость и инертность нервных процессов снижают переключаемость.
- Личностные особенности. Склонность к анализу деталей и глубокой рефлексии будут замедлять скорость переключения.
- Эмоциональная значимость темы. Если рассматриваются сложные проблемы, тревожные события, то участникам будет нелегко отвлечься от них.
- Энергичная игра, соревновательная активность. Участникам захочется побыть в этих эмоциях и надо время, чтобы отреагировать сильные впечатления.
- Перерывы. После перерывов может происходить «застревание» на обсуждениях во время кофе-брейков.
- Отсутствие логической связи между отдельными модулями, блоками, лекциями и заданиями тренинга.
Как помочь участникам переключить внимание?
- Согласовать время для завершения задания, рефлексии: «Достаточно ли будет 5 минут, чтобы завершить это задание?».
- Подать четкий сигнал и перенаправить внимание: «Итак, подводим итоги» или «Посмотрим на план — где мы сейчас».
- Переместить участников в пространстве: «Встанем и подойдем к флипчарту».
- Предложить разминку после перерыва: «Настроимся на дальнейшую работу вместе».
- Фиксировать вопросы на флипчарте или слайде. После энергичной деловой игры вопросы на виду помогают участникам сфокусироваться.
- Связывать отдельные блоки тренинга, чтобы создавать целостность тренинга. Чем яснее общая картина, тем легче перевести внимание на новый фрагмент.
Внимание будет свободнее переключаться, если участники чувствуют целостность и завершенность темы, блока тренинга, обсуждения задания. Тренер сам может подвести итоги. Но ещё лучше дать слово самой группе — это усиливает эффект завершённости.
Открытый вопрос поможет собрать ключевые идеи и завершить блок:
- Что берём с собой в работу из полученного опыта?
- Что наиболее ценно в этой теме?
- В качестве «отбивки» подойдёт и закрытый вопрос:
- Можем ли двигаться дальше?
- Достаточно ли проговорили на эту тему?
- Можем здесь поставить точку?
Кнопка пульта №3.
ОБЪЁМ: учесть ограничения внимания
Психологи сходятся во мнении: человек удерживает в фокусе внимания от 4 до 6 элементов одновременно. Например, в азбуке Брайля каждая буква состоит максимум из 6 точек — это верхний порог восприятия на ощупь. Ограничение объема внимания — это нормальное и естественное явление. Игнорирование ограничения создает проблемы. Дозируйте информацию, учитывая когнитивную нагрузку.
Рассмотрим дозирование внимания с точки зрения теории о типах когнитивной нагрузки.
Итак, не вся нагрузка вредна. Полезная нагрузка ведёт к осмыслению и запоминанию, но её надо тщательно планировать в соответствии с объемом внимания.
Что помогает дозировать информацию:
- Группировка материала в логические блоки.
- Краткие и точные формулировки.
- Схемы, таблицы и визуальные шаблоны.
- Не более 4–6 новых идей в одном смысловом фрагменте.
- После лекции — задание или пауза на рефлексию.
Кнопка пульта №4.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ: сфокусироваться на главном
Избирательность или селективность внимания — это способность сосредоточиться на главном и отсеять ненужное. Задача тренера — направить внимание обучающихся на ключевые идеи изучаемых моделей, теорий, алгоритмов, предостеречь от возможных ошибок.
Избирательность — помощник и ловушка одновременно.
Это свойство внимания помогает «навести прожектор» на важную мысль или объект. Но оно же может «затемнить» нечто новое и значимое, если человек действует согласно старым привычкам.
Как помочь участникам тренинга ловить суть?
- Специально выделить время для осознания участниками целей и того, что они получат от этого обучения. Напоминать по ходу тренинга о поставленных целях, сверяться с ожиданиями группы.
- Использовать примеры, метафоры и аналогии, которые делают сложные идеи наглядными и запоминающимися. Связь с реальными или образными примерами помогает быстрее «схватить» суть.
- Подводить промежуточные итоги в течение тренинга, фиксировать ключевые мысли на доске, слайде или устно: «Итак, что мы уже выяснили…», «Ключевая идея здесь — …».
- Визуализировать идеи на карточках и постерах — то, что достойно запоминания.
- Раздавать участникам мнемокарточки, которые помогают уяснить и запомнить концепции, алгоритмы, правила.
- Подсказывать, на каких деталях сосредоточить внимание.
Заключение
Разбираться в свойствах внимания — значит лучше понимать, как построить тренинг: когда активизировать участников, когда делать паузу, где структурировать, а где — удивить. Это не только вопрос методики, но и вопрос уважения к способностям и возможностям человека.
Управление вниманием — это форма заботы о темпе работы группы, ресурсе участников и глубине погружения в содержание тренинга. Чем тоньше тренер чувствует группу, тем больше шансов, что обучение окажется по-настоящему вовлекающим и запоминающимся.
Умение управлять вниманием — это не врождённый талант, а навык, который можно развивать. Для тренера это один из ключевых инструментов, от которого напрямую зависит качество обучения и вовлечённость участников. На наших программах мы подробно разбираем техники удержания, переключения, дозирования и фильтрации внимания, а также даём практические инструменты для применения в работе.
Подробнее о типах памяти и как они связаны с обучением читайте в статье «Закономерности памяти по Петру Зинченко».