Управление вниманием группы: краткая инструкция для тренера

Инструменты для тренера, которые помогут вам удержать вовлечённость группы, дозировать информацию и направлять внимание участников в нужное русло.

Внимание в понимании тренера и психолога

В этой статье мы обратим внимание… на внимание. Да, тавтология, но так и действует тренер, обращая внимание на внимание обучающихся.

Тренер ловит рассеянные взгляды, меняет ритм, замечает, где участники теряются, а где — «залипают» в задаче. Он чувствует, когда пора сделать перерыв, пошутить или переключить формат. Умелый ведущий дирижирует вниманием группы: делает паузы, расставляет акценты, задает вовлекающие вопросы, выбирает темп и разминки.

Под «вниманием» психологи понимают направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах, мыслях или действиях, чтобы позволяет отбирать значимое и игнорировать остальное.

Представьте, что у тренера в руках пульт управления вниманием с четырьмя кнопками: удержать, переключить, дозировать, сфокусировать. Чтобы пользоваться пультом вовремя и уместно, разберёмся, какие свойства внимания скрываются за этими кнопками.

Как удержать внимание группы: пульт управления

Кнопка пульта №1. УСТОЙЧИВОСТЬ: удерживать внимание на протяжении всего обучения

Если внимание устойчиво, участник погрузится в тему и будет сосредоточен, даже если задача сложная. На тренинге устойчивость зависит от формы подачи, темпа, интереса к теме и внутреннего состояния. Способность удерживать фокус на одной задаче зависит не только от тренера, но и от состояния участника, его индивидуальных свойств.

Что снижает устойчивость?

  • Монотонная речь ведущего.
  • Однотипные задания.
  • Однообразная структура занятия.
  • Слишком простой или, наоборот, сложный материал.
  • Усталость или стресс участников.
  • Индивидуальные свойства: склонность к повышенной активности или усталости.

Как распознать снижение устойчивости внимания?

  • Частые отвлечения.
  • Переспрашивания.
  • Просьбы о перерыве.
  • Увеличение числа ошибок.
  • Замедленное понимание инструкций.

Что помогает удержать устойчивость?

  • Смена активностей: игры, задания, викторины, разминки и так далее.
  • Зрительный контакт и обращение по имени.
  • Умеренная экспрессивность тренера: жесты, движения, улыбка.
  • Вовлекающие и проблемные вопросы.
  • Речевые акценты и паузы, уместные повторы.
  • Связь происходящего с задачами участников.
  • Учет естественных ритмов: к концу дня давать менее сложный материал.

Кнопка пульта №2.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ: двигаться от одной задачи к другой

Участники не всегда быстро входят в новую тему. Особенно, если глубоко погрузились в предыдущее содержание. Внимание может «застрять» — тогда от тренера нужна помощь в переходе.

Переключение внимания — это свойство, которое разрешает отпустить один объект и перенести фокус на другой. Оно проявляется в способности человека успешно переходить от одной задачи к другой, не теряя эффективности.

Противоположность переключаемости — ригидность, или «застревание» внимания. Именно оно мешает двигаться вперёд, особенно в обучении.

Что влияет на скорость переключения внимания?

  • Физиология — сила и подвижность нервной системы. Слабость и инертность нервных процессов снижают переключаемость.
  • Личностные особенности. Склонность к анализу деталей и глубокой рефлексии будут замедлять скорость переключения.
  • Эмоциональная значимость темы. Если рассматриваются сложные проблемы, тревожные события, то участникам будет нелегко отвлечься от них.
  • Энергичная игра, соревновательная активность. Участникам захочется побыть в этих эмоциях и надо время, чтобы отреагировать сильные впечатления.
  • Перерывы. После перерывов может происходить «застревание» на обсуждениях во время кофе-брейков.
  • Отсутствие логической связи между отдельными модулями, блоками, лекциями и заданиями тренинга.

Как помочь участникам переключить внимание?

  • Согласовать время для завершения задания, рефлексии: «Достаточно ли будет 5 минут, чтобы завершить это задание?».
  • Подать четкий сигнал и перенаправить внимание: «Итак, подводим итоги» или «Посмотрим на план — где мы сейчас».
  • Переместить участников в пространстве: «Встанем и подойдем к флипчарту».
  • Предложить разминку после перерыва: «Настроимся на дальнейшую работу вместе».
  • Фиксировать вопросы на флипчарте или слайде. После энергичной деловой игры вопросы на виду помогают участникам сфокусироваться.
  • Связывать отдельные блоки тренинга, чтобы создавать целостность тренинга. Чем яснее общая картина, тем легче перевести внимание на новый фрагмент.

Внимание будет свободнее переключаться, если участники чувствуют целостность и завершенность темы, блока тренинга, обсуждения задания. Тренер сам может подвести итоги. Но ещё лучше дать слово самой группе — это усиливает эффект завершённости.

Открытый вопрос поможет собрать ключевые идеи и завершить блок:

  • Что берём с собой в работу из полученного опыта?
  • Что наиболее ценно в этой теме?
  • В качестве «отбивки» подойдёт и закрытый вопрос:
    • Можем ли двигаться дальше?
    • Достаточно ли проговорили на эту тему?
    • Можем здесь поставить точку?

Кнопка пульта №3.
ОБЪЁМ: учесть ограничения внимания

Психологи сходятся во мнении: человек удерживает в фокусе внимания от 4 до 6 элементов одновременно. Например, в азбуке Брайля каждая буква состоит максимум из 6 точек — это верхний порог восприятия на ощупь. Ограничение объема внимания — это нормальное и естественное явление. Игнорирование ограничения создает проблемы. Дозируйте информацию, учитывая когнитивную нагрузку.

Рассмотрим дозирование внимания с точки зрения теории о типах когнитивной нагрузки.

Итак, не вся нагрузка вредна. Полезная нагрузка ведёт к осмыслению и запоминанию, но её надо тщательно планировать в соответствии с объемом внимания.

Что помогает дозировать информацию:

  • Группировка материала в логические блоки.
  • Краткие и точные формулировки.
  • Схемы, таблицы и визуальные шаблоны.
  • Не более 4–6 новых идей в одном смысловом фрагменте.
  • После лекции — задание или пауза на рефлексию.

Кнопка пульта №4.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ: сфокусироваться на главном

Избирательность или селективность внимания — это способность сосредоточиться на главном и отсеять ненужное. Задача тренера — направить внимание обучающихся на ключевые идеи изучаемых моделей, теорий, алгоритмов, предостеречь от возможных ошибок.

Избирательность — помощник и ловушка одновременно.

Это свойство внимания помогает «навести прожектор» на важную мысль или объект. Но оно же может «затемнить» нечто новое и значимое, если человек действует согласно старым привычкам.

Как помочь участникам тренинга ловить суть?

  • Специально выделить время для осознания участниками целей и того, что они получат от этого обучения. Напоминать по ходу тренинга о поставленных целях, сверяться с ожиданиями группы.
  • Использовать примеры, метафоры и аналогии, которые делают сложные идеи наглядными и запоминающимися. Связь с реальными или образными примерами помогает быстрее «схватить» суть.
  • Подводить промежуточные итоги в течение тренинга, фиксировать ключевые мысли на доске, слайде или устно: «Итак, что мы уже выяснили…», «Ключевая идея здесь — …».
  • Визуализировать идеи на карточках и постерах — то, что достойно запоминания.
  • Раздавать участникам мнемокарточки, которые помогают уяснить и запомнить концепции, алгоритмы, правила.
  • Подсказывать, на каких деталях сосредоточить внимание.

Заключение

Разбираться в свойствах внимания — значит лучше понимать, как построить тренинг: когда активизировать участников, когда делать паузу, где структурировать, а где — удивить. Это не только вопрос методики, но и вопрос уважения к способностям и возможностям человека.

Управление вниманием — это форма заботы о темпе работы группы, ресурсе участников и глубине погружения в содержание тренинга. Чем тоньше тренер чувствует группу, тем больше шансов, что обучение окажется по-настоящему вовлекающим и запоминающимся.

Умение управлять вниманием — это не врождённый талант, а навык, который можно развивать. Для тренера это один из ключевых инструментов, от которого напрямую зависит качество обучения и вовлечённость участников. На наших программах мы подробно разбираем техники удержания, переключения, дозирования и фильтрации внимания, а также даём практические инструменты для применения в работе.

Подробнее о типах памяти и как они связаны с обучением читайте в статье «Закономерности памяти по Петру Зинченко».

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.


    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ