Управление стрессом в компании. Стресс-факторы и навыки, сохраняющие продуктивность команды

Данная статья предлагает комплексный взгляд на проблему управления стрессом в компании. Мы не только определим и ранжируем ключевые стресс-факторы современной корпорации, но и предложим практическую модель для диагностики уровня стресса в команде.

Вы узнаете, чем отличается специфическая стрессоустойчивость от общей и почему так важно развивать последнюю, особенно у руководителей. А также мы подробно разберем шесть ключевых навыков общей устойчивости к стрессам, которые позволяют сохранять продуктивность, ясность ума и эмоциональный баланс даже в самых сложных условиях.

Стресс-факторы в современных компаниях

Чтобы эффективно бороться со стрессом, для начала необходимо четко понимать его источники. Давайте рассмотрим самые распространенные стресс-факторы в современной корпорации или команде.

  • Многозадачность и дефицит времени, частые дедлайны;
  • Конфликты (производственные и личностные);
  • Высокая скорость изменений, требующая сложной адаптации, неопределенность;
  • Необходимость принимать сложные решения и нести персональную ответственность;
  • Высокая интенсивность работы, мало времени на восстановление сил и энергии;
  • Нарушение баланса работа – дом;
  • Репрессивный менеджмент, необходимость выполнять задачи, смысл которых непонятен;
  • Негативный эмоциональный климат в коллективе;
  • Преобладание негативной обратной связи, несправедливость.

По опыту, наибольшее напряжение у людей создают три последних. Это модифицируемые факторы, связанные с неоптимальными параметрами корпоративной культуры, с деформацией стиля менеджмента у конкретных людей, когда каскадированная агрессия доходит до рядовых сотрудников. Иногда это индивидуальный лидерский стиль: например, топ, который достаточно агрессивен, амбициозен, соревнователен, тем самым устраивает ненужный стресс своей команде, вводя ее в зону нефункционального напряжения. Возможно, присутствует репрессивный менеджмент, когда много насилия, выдаются задачи, смысл которых непонятен, иногда самому делегирующему эта задача непонятна, потому что ее спустили сверху; люди подхватывают этот достаточно агрессивный стиль поведения как норму. И третье – преобладание негативной обратной связи: то есть, когда работники достигают высоких результатов, так и должно быть, «ты за это получаешь зарплату», а когда что-то не так, наказание таково, что не захочется возвращаться на рабочее место. Все остальные пункты (производственные конфликты, многозадачность, нехватка времени) – с этим люди в целом справляются. 

Устойчивость к стрессу

Всегда ли верно, что если у человека уровень стрессирующего воздействия вышеперечисленных объективных факторов (многозадачность, дефицит времени, конфликтность, неоптимальные параметры корпоративной культуры) выражены до предела, то человек обязательно выгорит? Нет, поскольку давление стресс-факторов всегда опосредовано личностью человека. Давление может быть очень сильным, а тесты, которые измеряют субъективный стресс, показывают, что человек в целом выдерживает. Огромную роль играет и генетика человека, сильная нервная система, и уровень развития компетенций, конкретных навыков, умений под конкретные задачи. Иногда высокий уровень стресса сотрудника связан просто с тем, что у него недостаточно развиты компетенции, и тогда его надо обучать не стресс-менеджменту, а подтягивать профессиональное мастерство. И наоборот, если у человека невротический когнитивный стиль, слабая нервная система, определенная генетика, он, даже имея минимальное давление объективных стрессирующих факторов, будет выгорать, плохо себя чувствовать. В данном случае очень полезна индивидуальная психотерапия, и в некоторых корпорациях это предусмотрено,- особенно для управленцев, от состояния которых будет зависеть и корпоративная культура и качество управленческих решений. Итак, давление стресс-факторов не равно субъективно переживаемый стресс, поскольку у человека может присутствовать некая устойчивость к стрессу. Как ее определить? 

Специфическая и общая стрессоустойчивость

Психология менеджмента различает общую и специфическую стрессоустойчивость. Специфическая стрессоустойчивость – это наша адаптация к какому-то конкретному фактору, и в основном она связана с опытом взаимодействия с этим фактором; чем больше этот опыт, тем выше будет специфическая стрессоустойчивость. Например, когда вы, получив права, первый раз сели за руль, у вас, скорее всего, был стресс – большой или средний, но был; а через полгода или год этого стресса уже нет: появилась специфическая стрессоустойчивость, то есть навык, опыт. Наш мозг набирает нейронные связи, в которых кодируется этот опыт, в том числе автоматического поведения, и вот вы уже нормально ездите безо всякого стресса. Специфическая стрессоустойчивость связана с наработкой конкретного навыка под какую-то конкретную ситуацию – но этот навык не поможет в другой ситуации. То есть если человек научился хорошо водить машину, но теперь ему нужно выступить публично, а этого навыка и опыта нет у него, то стресс снова будет высокий. Общая же стрессоустойчивость – это в целом способность адаптироваться к широкому перечню ситуаций, в том числе и новых, под которые нет достаточного навыка.

На программах по управлению стрессом мы больше говорим про общую стрессоустойчивость, т.е. ту, которая поможет при большинстве ситуаций, а не только в одной конкретной.

Основные навыки общей устойчивости к стрессам

Наш опыт проведения программы управления стрессами показал, что есть 6 основных навыков общей устойчивости к стрессам, которые стоит развивать у сотрудников – и прежде всего у руководителей:

  • Быстро восстанавливать свои силы и уровень энергии после длительного стресса, проводить профилактику выгорания и хронической усталости;
  • Проводить диагностику приближения хронического стресса по ключевым индикаторам;
  • Сохранять осознанность, способность к рациональному анализу ситуации и удержанию цели в условиях стресса;
  • Регулировать свое эмоциональное состояние в условиях конфликтной коммуникации;
  • Сохранять спокойствие и высокую работоспособность в условиях длительной тревоги, вызванной неопределенностью;
  • Определять и трансформировать свои собственные привычки, убеждения, вызывающие нефункциональное напряжение.
  1. Умение быстро восстанавливаться после сильных нагрузок. Вот наш условный руководитель, после тяжелого рабочего дня, четырех совещаний, двух конфликтов и нескольких сложных решений в условиях персонального риска, наконец дома. В крови концентрация стрессовых гормонов, спазм сосудов, высокое давление, пульс, вроде нужно спать, завтра снова в 6 утра на работу и все то же самое, а сна ни в одном глазу, потому что симпатический гипертонус разогнался, а тормоза, парасимпатика, у него не работает. Это как раз сфера телесного подхода в управлении стрессом. На тренингах мы обучаем тому, как за 15 минут понизить давление безо всяких таблеток при помощи дыхательной гимнастики; как включить парасимпатику, например, через декомпрессию блуждающего нерва; на какие биологически активные точки нужно нажать и как, чтобы вызвать необходимое расслабляющее торможение; как «отключить» голову и получить паузу между навязчивыми мыслями; и так далее. Здесь надо обязательно объяснять физиологический механизм, потому что рациональным людям нужны доводы. Если он не понимает, почему этот тип дыхания поможет ему снизить уровень адреналина, кортизола и вызвать вазодилатацию сосудов, он не будет это делать. И, как правило, работают техники, которые занимают не больше 15-20 минут. 
  2. Умение проводить самодиагностику. Казалось бы, все знают, когда у него стресс? Оказывается, нет. Вспомните про лягушку в кипятке: если лягушку бросить в горячую воду, она на шоке сразу выпрыгнет, а вот если ее погрузить в холодную воду и начать медленно подогревать, она не замечает повышение температуры и рано или поздно сварится. Зачастую наши руководители, живя в состоянии хронического стресса, не замечают, что «вода уже нагрелась» они уже подошли к точке невозврата, но не понимают этого, и даже на вопрос «Как дела, как себя чувствуешь?» отвечают – «Хорошо». Это типично для волевых людей, они по несколько раз в день превосходят свои пределы и барьеры, и у них эта сигнальная «приборная доска» уже ничего не показывает. Институтом тренинга разработан специальный инструмент – о нем чуть позже, это короткий и понятный опросник – и при помощи него мы помогаем нашим участникам тренинга зафиксировать, в какой стадии выгорания он находится. Возможно, ее нет; возможно, она в средней степени; а возможно, она уже предельная и пора бежать на чекап всего организма, потому что следующим шагом в организме что-нибудь отвалится. Прямо на тренинге с помощью опросника люди учатся понимать себя.  
  3. Способность сохранять осознанность, присутствие духа, рациональное мышление в любой ситуации.Когда человек захвачен сильными эмоциями (гневом, страхом, тревогой), способность к рациональному поведению резко снижается и происходит переход в дефолтное автопилотное состояние. Кстати, чем выше уровень энергии, тем хуже будет с рациональностью. А для руководителя очень важно сохранять режим когнитивного контроля, чтобы не снижалось качество решений. Есть технологии, которые позволяют тренировать присутствие духа и осознанность, когда у тебя все горит, когда у тебя сильные эмоции. Это сложный технологический вопрос и мы предлагаем алгоритм, основанный на закономерностях человеческой нейрофизиологии: как разгрузить лимбическую систему и включить фронтальную часть неокортекса, которая и должна выполнять функцию контроля.
  4. Умение управлять своими эмоциями в условиях напряженной деловой коммуникации.Как только человек начинает перенапрягаться в условиях деловой коммуникации, он реагирует с запозданием, говорит то, о чем потом сожалеет так далее. Многие уже проходили коммуникативные тренинги по навыкам деловой коммуникации – умение справляться с возражениями, работать с манипуляциями и т.д. Здесь скорее речь не о них, а о том, чтобы прямо в режиме напряженного диалога, когда много негативных эмоций, через управление вниманием и контролем своего напряжения в теле держать «фоновое состояние нейтральности», из которого идут как раз самые быстрые точные действия. То есть такое идеальное состояние бойца, назовем это так: собран, спокоен, безмятежен. Состояние активной безмятежности, расслабленной собранности. К нему есть ключи; на программе мы им их даем.
  5. Умение управлять своей тревогой. Очевидность необходимости этого навыка проявилась во время ковида. Бывает так, что ситуация неразрешима в ближайшее время; неопределенность высока, мозг не может идентифицировать уровень угрозы, не может решить, есть ли у него ресурсы, и тогда он на всякий случай создает фоновое напряжение, фоновую тревогу. И люди перестают есть, спать, нормально трудиться. Фоновая тревога изматывает, забирает здоровье, качество жизни. Растет массовое распространение алкоголизма и употребления других психоактивных веществ. За поддержание этого фонового напряжения, которое не отпускает ни днем, ни ночью, отвечает часть мозга, которая называется миндалевидное тело (две горошинки в височных долях мозга, у которых, когда мы входим в состояние хронического стресса, повышается реактивность), и есть технологии, которые позволяют снизить реактивность миндалевидного тела – например, медитативные практики. Разумеется, если человек уже сформировалось генерализованное тревожное расстройство, диагноз психиатрический, то это уже не поможет, но на ранних стадиях эти практики отлично работают; есть обширная позитивная обратная связь. В некоторых корпорациях это уже стало элементом корпоративной культуры. 
  6. Определять и трансформировать свои собственные привычки, убеждения, вызывающие нефункциональное напряжение.
    И последний, но очень важный момент. Мы говорим о том, что да, есть внешние условия, но каждый человек отвечает сам за свое состояние, поскольку на любые события можно реагировать по-разному. Зачастую мы сами являемся причиной своего стресса. Неоптимальности поведения могут быть связаны с некими иррациональными верованиями и установками, патологиями характера, с непогашенными травмами раннего детства, личностными историями. Это уже индивидуальная работа со специалистом (психологом, психотерапевтом). Бывает, что корпорация теряет людей, репрессивный менеджмент, убогая корпоративная культура – а дело все не в какой-то неэффективной стратегии, а в индивидуальном неврозе топа, всего одного человека. Это нечасто, но встречается. На наших тренингах созданы условия для самоисследования и дальнейшей работы над собой, если человек готов взять на себя ответственность – в том числе, за свой стресс. 

На какие признаки стресса у сотрудников обращать внимание HR

Очень важно научить наших руководителей обращать на уровень хронического стресса у подчиненных. Понятно, что человек без специального психологического образования, не HR, многие факторы может пропустить. Вот самые часто встречающиеся симптомы (разумеется, каждый из них по отдельности не диагностичен):

  • Снижение продуктивности (результативности)
  • Частые болезни
  • Необоснованная конфликтность, агрессивность
  • Общается в состоянии нервного напряжения
  • Проблемы с концентрацией внимания, забывчивость
  • Повышенная необоснованная тревожность
  • Медлительность, прокрастинация
  • Снижение инициативности, перекладывание задач
  • Изможденный внешний вид
  • Нарушения трудовой дисциплины (опоздания и т.д.) 
  • Избегание ответственности
  • Снижение амбициозности 

Возможно, человек в целом по жизни такой. Но если руководитель заметил, что раньше этих признаков не было, и вдруг они появились. Это повод с человеком поговорить – и определить, какой у него тип выгорания; напомним, что есть выгорание по типу А и по типу Б.

Выгорание по типу А – это когда стресс-то небольшой, но у человека потерян смысл деятельности. То есть он, может быть пере-квалифицированным, слишком долго это делал, не понимая, зачем. Здесь надо разбираться, почему. И в данном случае все инструменты – из области регулярного менеджмента: новые задачи, новое обучение, карьерный рост не вверх, а в параллель, на другую функцию, и так далее.

Выгорание по типу B – это когда очень много стресса, задач. Здесь другие методы: проанализировать нагрузку, а возможно, есть дефицит навыка. В каждом случае придется разбираться отдельно – мы просто подсказываем людям, на что обращать внимание.

Выводы

Управление стрессом в современной организации — это не просто опция в корпоративной программе, а стратегическая необходимость и зона ответственности руководителей и HR. Основные источники деструктивного напряжения часто кроются не во внешних обстоятельствах, а внутри самой компании: в неоптимальной корпоративной культуре, репрессивном стиле управления и дисфункциональной системе коммуникации.

Ключ к решению проблемы лежит в системном подходе, который сочетает в себе два направления:

  1. Работу с организационной средой: регулярную диагностику уровня стрессогенности, искоренение таких «модифицируемых факторов», как каскадированная агрессия и несправедливая обратная связь.

  2. Развитие личной устойчивости сотрудников, и в первую очередь — руководителей. Именно от лидера зависит психологический климат в команде, и именно он должен владеть шестью ключевыми навыками общей стрессоустойчивости: от быстрого восстановления и самодиагностики до управления эмоциями и фоновой тревогой.

Важно помнить, что стрессоустойчивость — это не врожденная и неизменная черта, а набор навыков, которые можно и нужно целенаправленно развивать. Инвестируя в обучение этим практикам, компания инвестирует в самое ценное — в человеческий капитал. На выходе мы получаем не просто «невыгоревших» сотрудников, а команду, способную сохранять осознанность, рациональность и высокую продуктивность в условиях самой непредсказуемой среды. Все эти компетенции мы системно развиваем на нашем корпоративном тренинге по стресс-менеджменту. В конечном счете, здоровая и устойчивая команда — это главное конкурентное преимущество, которое позволяет бизнесу устойчиво развиваться в долгосрочной перспективе, и этот ресурс можно создать целенаправленно.

Статья подготовлена по эфиру Алексея Щавелева.

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.


    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ