Обучение креативности: как бизнесу развивать мышление, дающее нестандартные решения

Креативность в бизнесе— это не шоу ярких и безумных идей. Это умение довести новую мысль до работающего решения, которое усилит рыночную позицию. Как развивать креативность у сотрудников, вы узнаете в статье.

Содержание

Зачем бизнесу креативность?

Когда в компании всё идёт по плану, креативность становится незаметной глазу. Процессы выстроены, показатели предсказуемы, решения стандартны. Но как только рынок меняет правила, например, клиент уходит к более гибкому конкуренту, поставки срываются, падает спрос на привычный продукт, то становится ясно — стандартное мышление больше не работает.

В условиях высокой неопределенности и ускоряющихся изменений компании всё чаще сталкиваются с задачами, для которых не существует готовых шаблонов. Традиционные процессы — от планирования до принятия решений — всё чаще дают сбои: не успевают за рынком, не отвечают на новые пользовательские сценарии, не учитывают фактор неожиданности.

В таких ситуациях ключевым конкурентным преимуществом становится способность переосмыслять известное, видеть нетривиальные взаимосвязи, генерировать новые подходы и быстро адаптироваться — креативное мышление. Отсюда растущий интерес бизнеса к развитию креативного мышления в командах. Не в виде разового события — лекции или мастер-класса, а в виде управляемого и основательного процесса.

Можно ли развить креативность сотрудников?

Раньше креативность воспринимали как индивидуальную врожденную черту, но на сегодня мы знаем, что это навык, поддающийся улучшению и тренировкам.

70% тех, кто прошёл программы по развитию креативности, демонстрируют лучшие результаты, чем среднестатистический участник без подготовки. (Haase et al., 2023)

Учиться креативности можно — это подтверждено данными. В 2023 году немецкими учеными (J. Haase и др.) был проведен мета-анализ 84 исследований обучения креативности, состоявшихся с 2001 по 2023 гг. Мета-анализ охватил 332 оценки эффектов и более 4 500 взрослых участников и показал, что обучение креативности даёт стабильный и измеримый результат. Средний эффект — Hedges’ g = 0.53ii, это умеренное влияние, сопоставимое с результатами хорошо спланированного управленческого тренинга.

Отдельно стоит отметить: программы обучения особенно эффективны для взрослых с изначально низким уровнем креативности. Иными словами, сотрудники, считающие себя «некреативным», получают от обучения максимальную отдачу. Это дает бизнесу возможность точечно развивать тех, кто раньше не проявлял инициативу в нестандартных ситуациях.

Обучение креативности

Однако не любое обучение креативности работает. В этой статье расскажу, какие подходы дают эффект, а какие нет, и что с этим делать бизнесу.

Какие методы обучения креативности действительно работают?

Мета-анализ разделил все подходы к развитию креативности на две группы:

  • Обучение — это систематический процесс, посредством которого человек приобретает определенные навыки. Пример обучения — продолжительные программы на несколько недель или месяцев, сочетающие в себе теорию, практику и обратную связь. Участники не просто слушают о креативности, но и учатся по-новому видеть задачи, проверять гипотезы, работать с нестандартными ситуациями. Это может быть и коротких курс, разбитый на модули, с рефлексией, заданиями и обсуждениями. Такое обучение дает стабильный прирост креативного мышления.
    Обучающие курсы могут быть посвящены разным этапам творческого процесса по выявлению, решению и оценке проблем с помощью ассоциаций, импровизации, синектики, воображения, латерального, конвергентного или дивергентного мышления. Также программы обучения могут быть нацелены на развитие личных качеств, таких как умение формировать привычки, принятие риска или поддержка своих творческих начинаний.
  • Манипуляции — разовые воздействия, влияющие на состояние. Это различные подходы для усиления или активации творческого мышления. Многие новаторские идеи возникали, когда разум был расслаблен. Пример манипуляции — медитация. Во время медитации ресурс внимания перераспределяется, иначе работают эмоции. Все это помогает креативности.

Смена контекста также стимулирует креативность. Работа с другими культурами, другими отделами, другими стилями мышления. Не обязательно ехать в другую страну, достаточно выйти за пределы своего привычного круга. Примеры: работа в интернациональных командах, участие в кросс-функциональных проектах.

Наименее эффективными приемами по развитию креативности оказались:

  • Прием стимуляторов, в том числе кофеина, алкоголя, психостимуляторов.
  • Быстрые методики в духе «Давайте порисуем» или разовые мозговые штурмы. Без системы — это шум, а не развитие. Дают нестабильный и слабый эффект.

Вывод: развивать креативность можно. Но это не флешмоб, а последовательная работа с мышлением, привычками и средой, в которой человек мыслит и трудится.

Что лучше: дивергентное или конвергентное мышление?

Когда речь заходит о креативности, чаще всего представляют человека, который сидит у флипчарта и генерирует десятки идей. Это дивергентное мышление — умение предлагать нестандартные варианты. Выглядит эффектно, но на практике этого недостаточно.

Чтобы идеи заработали, требуется еще один тип мышления — конвергентное. Спокойное, аналитическое, структурное. То самое, которое позволяет из десяти хаотичных вариантов выбрать один рабочий. Проверить гипотезу. Отсеять лишнее. Довести до результата. В условиях ограниченных ресурсов и высокой неопределенности именно эта часть креативного процесса обеспечивает бизнесу применимость идей. Мета-анализ показывает, что программы, нацеленные на развитие конвергентного мышления, дают более устойчивые и воспроизводимые результаты.

Вывод: креативность — это не шоу идей. Это умение довести нестандартную мысль до работающего решения. Развитие креативности эффективно только при работе с обеими составляющими. Способность «придумать» — важна, но без умения оценить, доработать и внедрить идея останется нереализованной гипотезой.

Дивергентное мышление = Придумать

Конвергентное мышление = Сделать рабочим

Как бизнесу развивать креативность сотрудников?

Результаты мета-анализа позволяют сделать несколько практических выводов для компаний.

  • Приоритет — комплексные тренинги
    Программы, рассчитанные на несколько недель и включающие реальные задачи, рефлексию и обратную связь, дают самый сильный и устойчивый эффект. Это вложение в развитие мышления, а не разовая активность. Да, они требуют времени, но дают ощутимый результат: у сотрудников меняется способ мышления. Они начинают по-другому видеть задачи, быстрее находят нестандартные ходы.
  • Медитативные и рефлексивные практики — просто и эффективно
    Упражнения на осознанность или правильное дыхание перед решением задач помогают снизить когнитивное напряжение и включают ассоциативное мышление. Их легко встроить в повседневную работу. Пять-десять минут практики перед решением задачи — и внимание переключается, голова освобождается от «шума», появляется пространство для новых связей.
  • Разнообразие контекста — ускоритель развития
    Работа в разнопрофильных командах, смена среды, привлечение внешнего взгляда — все это помогает выйти за рамки устоявшихся решений. Например, посадите логиста и маркетолога работать над одной задачей. Впустите внешнего клиента в обсуждение. Дайте человеку поработать на смежной роли. Все это выводит мышление на новый уровень.
    /li>

  • Одноразовые форматы — околонулевой эффект
    Без системы однодневные мероприятия развлекают, но не развивают. Они допустимы как часть программы, но не как основа развития креативности. Если подойти к креативности как к управляемому процессу — с целями, ресурсами и практикой — она начнет работать на бизнес, как настоящий инструмент.

Выводы: бизнесу стоит смотреть на развитие креативности не как на отдельный тренинг, а как на элемент стратегического развития компетенций — через системное обучение, среду и новые поведенческие модели.

Если вы HR или руководитель:

  • Инвестируйте в системное обучение, а не в разовые креативные дни.
  • Встраивайте медитативные и рефлексивные техники в рабочую практику сотрудников.
  • Создавайте культурное разнообразие в командах, задачах, источниках идей.

Как внедрить обучение креативности в компании: практические советы

Развивать креативность в компании — это не только рассылать приглашения на воркшоп с маркерами. Это про изменения образа мышления сотрудников. Как же выстроить процесс развития креативности? Ниже несколько ключевых принципов.

  • Начните не с «чего», а с «зачем»
    Не просто лозунги в стиле «Давайте станем креативными», а конкретика и факты. Где в бизнесе сейчас нужны новые подходы? Что буксует? Где решения повторяются из года в год?
  • Выбирайте подходящие форматы
    Результаты мета-анализа показывают, что эффективность развития креативности во многом зависит от формата и содержания материала. Наилучший результат достигается, когда используются вербальные или образные стимулы — они лучше включают механизмы ассоциаций и воображения.
    Если цель программы — развитие индивидуальных когнитивных навыков или творческого самовосприятия, предпочтительнее использовать структурированное обучение. Такой подход позволяет обеспечить устойчивые изменения.
    В то же время, если задача — улучшить социальные аспекты креативности, например, групповую генерацию идей или совместное решение задач, более эффективными оказываются манипуляции — короткие интервенции, меняющие состояние участников и стимулирующие спонтанные формы взаимодействия.
  • Работайте на стыке дивергентного и конвергентного мышления
    Важно не только учить генерировать идеи, но и развивать навыки структурирования, анализа и доведения до результата. Только в связке эти два типа мышления формируют прикладную креативность.
  • Учитывайте начальный уровень участников
    Помните, кто получает больше всех от обучения? Люди, которые не считают себя креативными. Те, кто привык действовать по инструкции. У них огромный потенциал, если создать для них безопасные условия и научить по-другому видеть задачи. Сотрудники с низким уровнем креативности демонстрируют наибольший прогресс. Инвестиции в развитие «тихих» исполнителей могут дать неожиданно высокий возврат.
  • Встраивайте рефлексию и осознанные практики, короткие ритуалы
    Например, мини-практика на переключение внимания перед решением задачи. Или 15 минут обсуждения неожиданных идей на командных планерках. Это не требует дополнительного бюджета.
  • Дайте креативности место в реальной работе
    Используйте обучение не как «дополнительную активность», а как часть подхода к решению задач. Люди учатся мыслить по-новому только тогда, когда это мышление где-то нужно. Креативность не вырастает на флипчарте. Она вырастает в культуре, где мышление гибко, идеи проверяются и за эксперименты не наказывают.
    Без запроса от руководителей, поддержки экспериментов и принятия ошибок даже самое качественное обучение будет изолированным.

Резюме

Обучение креативности — это управленческий инструмент. Мета-анализ Haase et al. (2023) однозначно показывает:

  1. креативность можно развивать,
  2. эффект от обучения — устойчивый и значимый,
  3. наибольшую отдачу дают системные программы, совмещающие генерацию идей и их структурную доработку.

Развить креативность у взрослых — вполне реальная задача. Самые ощутимые изменения приходят после продуманных, комплексных обучающих программ, в которых перестраивается мышление, отрабатываются навыки, формируются привычки. Это требует времени, усилий и системной работы.

Интересно другое: иногда схожий эффект дает простая практика. Медитация, смена обстановки, даже короткое упражнение на переключение мышления — все это может запускать процессы, сравнимые по результату с обучением. И это хорошая новость для тех, кто хочет начать с малого, но уже получить эффект.

Важно: больше всего выигрывают те, кого раньше не считали креативными. Это значит, что потенциал есть в каждой команде — если дать людям понятный подход, безопасную среду и практику.

Креативность — не альтернатива бизнес-логике, а ее продолжение в условиях неопределенности. Когда привычные решения больше не работают, именно способность мыслить шире становится операционным преимуществом.

Вопрос не в том, развивать или не развивать креативное мышление. А в том, какими методами это делать. Обучение креативности дает эффект, если оно основано на данных, системно выстроено и внедрено в реальную бизнес-практику. Креативность — это не про модные активности, а про устойчивое мышление, которое помогает бизнесу находить решения, когда стандартные подходы исчерпаны.

Подобрать тренинги по развитию креативности для своей компании вы можете в разделе «Инновации и креативность».

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.


    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ