Материальное и нематериальное стимулирование внутренних экспертов. Подходы и способы на примере 53 российских организаций

Институт Тренинга выяснил, как разные организации мотивируют сотрудников делиться опытом.

Содержание

Руководители надеются, что работники будут делиться с коллегами экспертизой из интереса, желания повлиять на бизнес-процессы или развить свой бренд. Но это не всегда так. Когда обучение силами экспертов требуется регулярно, компании встают перед вопросом: как эффективно привлекать и удерживать сотрудников в этой роли?.

Есть два основных вида стимулирования: нематериальное и материальное.

Нематериальное стимулирование

Более трети участников (36%) исследования Института Тренинга «Люди учат людей» используют исключительно нематериальное стимулирование. Подобное стимулирование встретилось в трёх контекстах.

  1. В роли внутренних экспертов выступают руководители разных уровней, для которых обучение и развитие сотрудников — часть ежедневных обязанностей и культурная норма. Такая практика существует, например, в Группе НЛМК.
    Полина Колесова, руководитель Корпоративного университета НЛМК
    «На этапе создания Корпоративного университета президент компании сказал: “Основная задача руководителя — развитие других людей в компании, не только в своей команде. Это единственное, что важно в долгосрочной перспективе”. Мы начали внедрять этот подход. Через некоторое время он стал культурной нормой».
  2. Компания только начала практиковать обучение сотрудников собственными силами. Работников, регулярно выполняющих эту роль, пока немного и это, как правило, люди с сильной внутренней мотивацией.
  3. Корпоративной культуре компании присуща установка на постоянное саморазвитие и развитие других. Практика обучения силами внутренних экспертов широко распространена и привычна. Любой сотрудник может попробовать себя в роли внутреннего эксперта.
    Ирина Чувакина, директор направления Департамента управления знаниями ПАО «Ростелеком»
    «Наши внутренние эксперты — это люди, которые дошли до того уровня профессионального развития, когда становится очень важно отдавать, когда обучение других — это внутреннее стремление, а не способ зарабатывания денег. В этом наша философия, наш подход».

Основные способы нематериального стимулирования внутренних экспертов:

  • Присвоение официального статуса тренера / эксперта / преподавателя, отражение статуса в карточке сотрудника на корпоративном портале.
  • Изготовление значков или футболок «Внутренний тренер».
  • Публикация статей о внутренних экспертах, их интервью и историй успеха в корпоративных СМИ.
  • Участие внутренних экспертов во встречах с руководством компании, освещение вклада в успех проектов на высокоуровневых совещаниях.
  • Участие внутренних экспертов в профессиональных конференциях.
  • Развитие сообщества внутренних экспертов. Для этого создаются специальные каналы и чаты в мессенджерах, проводятся регулярные встречи внутренних экспертов.
  • Привлечение внутренних экспертов в пилотные проекты друг друга для обмена обратной связью и идеями по развитию курсов коллег.

Материальное стимулирование

Почти половина респондентов (49%) доплачивают сотрудникам за работу в роли внутренних экспертов. При этом 23% используют только денежные выплаты, 26% комбинируют их с разными вариантами нематериального стимулирования.

Некоторые организации при назначении дополнительных выплат учитывают только время, затраченное на обучение. Некоторые же вместе с тем принимают во внимание вклад экспертов в разработку программы и методических материалов к ней. Например, в промышленной группе ОМК внутренний эксперт может влиять на сумму доплаты, развивая тренерские компетенции.

Юлия Орешкина, руководитель проекта по развитию внутренних преподавателей, «Группа компаний ОМК»
«Мы привлекаем внутренних экспертов для обучения коллег. Если этот функционал не предусмотрен в должностных обязанностях сотрудника, мы эту работу дополнительно оплачиваем. В основном оплата почасовая, но есть доплаты за участие в разработке методического пакета и за работу в аттестационных и экзаменационных комиссиях. Наши эксперты также могут обучиться в корпоративной программе развития тренерских навыков, а затем пройти сертификацию, подтвердив требуемый уровень преподавания. После этого доплата по часовой ставке у сотрудника вырастет до 30%».

Сочетание нематериального и материального стимулирования

Есть компании, которые сочетают нематериальное и материальное стимулирование. Условия, при которых компании выбирают такую комбинацию, следующие:

  1. В роли внутренних экспертов широко представлен линейный персонал и сотрудники рабочих специальностей, для которых одного нематериального стимулирования недостаточно.
  2. Есть конкуренция с внешним рынком за ресурс внутренних экспертов. Например, IT-специалисты могут получать гонорары за выступление экспертами на внешних площадках.

Ряд компаний не оплачивает работу в роли внутреннего эксперта напрямую, но дают за неё бонусы. Это может быть:

  • Внутренняя валюта, за которую внутренние эксперты потом «покупают» призы от организации.
    Татьяна Тимофеева, менеджер по обучению и развитию лидерских компетенций “ Health & Nutrition», производителя молочных продуктов и детского питания
    «За час обучения эксперт получает один балл. Постепенно накапливается какое-то количество баллов, на которые можно выбрать подарки. У нас это мерч: например, ручка, кружка, рюкзак, толстовка, зонт, плед, ежедневник. Если накопить много баллов, можно получить программу обучения английскому языку или что-то подобное».
  • Увеличение коэффициента годовой премии.
  • Возможность претендовать на некоторые должности, где обязательное условие — опыт работы в роли внутренних экспертов.
  • Номинация и вручение подарков на корпоративных мероприятиях при подведении итогов года или участие в закрытом мероприятии для внутренних экспертов.

В части компаний внутренних экспертов стимулируют, предлагая им дополнительное обучение. Среди способов организации такой модели можно выделить следующие:

  • а) Сертификаты на обучение

    В конце года внутренние эксперты получают сертификаты на определенную сумму, которую они могут потратить только на собственное обучение.

  • б) Бесплатный доступ к обучающим ресурсам

    Например, внутренние эксперты получают доступ к корпоративной электронной библиотеке.

  • в) Приоритет при распределении бюджета на внешнее обучение

    Внутренние эксперты имеют преимущество при распределении бюджета на внешнее обучение: их заявки рассматриваются с высоким приоритетом, а стартовая сумма, с которой обучение считается дорогостоящим, в два раза выше, чем для других сотрудников. Внутренние эксперты могут посещать более дорогие программы без заключения ученического соглашения.

  • г) Ежегодные внешние развивающие мероприятия для внутренних экспертов.

Перечень инструментов материального и нематериального стимулирования внутренних экспертов широк и вариативен. Перенимая опыт друг друга, комбинируя разные подходы и практики, организации могут создавать системы мотивации внутренних экспертов, в наибольшей степени отвечающие их текущим вызовам и потребностям.

Об исследовании Института Тренинга

Материал подготовлен для журнала РБК на основе результатов исследования Института Тренинга «Люди учат людей: как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения и развития персонала?».

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2023 года методом анкетирования и проведения глубинных интервью. В нем поучаствовало 53 организации.

Участники исследования — сотрудники, управляющие системой обучения с участием внутренних экспертов или управляющие командой внутренних экспертов: руководитель департамента/отдела оценки развития персонала, руководитель корпоративного университета, HR Business Partner и др.

Выводы исследования основываются как на количественном, так и на качественном анализе. Ознакомиться с полным отчетом исследования вы можете по ссылке ниже.

https://training-institute.ru/research

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ