Корпоративная система обучения: что такое корпоративный университет, уровни зрелости (часть 1)

Корпоративный университет — это не просто учебный центр, а стратегический инструмент для достижения бизнес-целей. Как определить уровень зрелости системы обучения и вывести ее на новый уровень.

В этом году Институт Тренинга разработал бизнес-симуляцию по построению Корпоративного университета (далее КУ). Игра реалистично моделирует этапы становления корпоративной функции обучения в связке с бизнес-целями материнской компании, изменениями и вызовами рынка. Задача игроков – выстроить такую систему обучения и развития, которая со временем станет стратегическим преимуществом и ценностью для бизнеса.

В процессе работы мы глубоко изучили немногочисленные исследования и книги, посвященные вопросам построения корпоративной системы обучения. И неожиданно обнаружили, что несмотря на то, что история корпоративных университетов насчитывает уже почти век (считается, что первые КУ появились в 1940-х годах), не только нет устоявшихся подходов к выстраиванию стратегии развития системы обучения, а научные работы носят, скорее, описательный характер, но даже само понятие «корпоративный университет» трактуется авторами по-разному.

Этой статьей мы открываем серию размышлений о корпоративной функции обучения. В ней мы проведем вас через цепочку вопросов, рассуждений и находок, чтобы:

  • обогатить взгляд на то, что такое система обучения и развития в Компании;
  • оценить, на каком уровне зрелости находится ваша функция обучения;
  • определить точки приложения усилий, которые позволят перейти на новый уровень;
  • осознанно выстраивать стратегию развития функции обучения в Компании.

Если вы решите, что вам будет полезно разделить этот путь с нами, мы будем рады провести для вас бизнес-симуляцию «Корпорация Белый Кролик: построй свой корпоративный университет». Это позволит в безопасной ситуации игры проанализировать текущее состояние вашей функции обучения и наметить конкретные шаги по ее развитию и совершенствованию.

Что такое корпоративный университет?

Представьте, что к вам на работу пришел стажер, студент второго курса, и спрашивает: «Я слышал, что в компаниях бывают учебные центры, а бывают – корпоративные университеты. Объясните, пожалуйста, чем они отличаются друг от друга? Вот у вас в компании что?»

Возьмите паузу, прежде чем читать дальше. Какие отличительные признаки корпоративного университета назвали бы вы? Без чего корпоративный университет не может так называться?
Этот вопрос увлек и нас. Мы собрали десяток определений и признаков КУ, а также провели несколько обсуждений с профессионалами L&D.

И обнаружили, что, по мере того как деятельность корпоративных функций обучения становилась все более сложной и системной, трактовка понятия КУ также развивалась и обогащалась.

Для сравнения приведем несколько определений КУ и выделим то, что их объединяет.

  • «Образовательное учреждение, которое является стратегическим инструментом головной компании, спроектированным для того, чтобы способствовать достижению ею своей миссии путем осуществления деятельности, культивирующей индивидуальное и организационное обучение, знание и культуру» [1]
  • «Система внутреннего обучения, выстроенная в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающая все уровни руководителей и специалистов. Корпоративный университет является инструментом стратегического менеджмента, неотъемлемой составной частью бизнес-процессов» [2]
  • «Стратегический зонтик для развития и обучения сотрудников, клиентов и поставщиков для обеспечения реализации компанией своей бизнес-стратегии» [3]
  • «Образовательное подразделение организации (иногда в форме дочернего общества), призванное содействовать реализации ее стратегии и быть катализатором ее обновления посредством трансформационного обучения и развития руководителей и других сотрудников, а также создания, накопления и распространения передовых знаний внутри организации и в ее экосистеме»[4]
  • Что объединяет взгляды авторов:

    1. Связь деятельности КУ с бизнес-целями головной компании
    2. Признанный вклад КУ в достижение стратегических целей компании
    3. Участие КУ в трансформации, обновлении компании
    4. Укрепление культуры и ценностей компании через развитие сотрудников всех уровней

    Определение В.С.Катькало кажется наиболее верным. С одной стороны, оно отражает актуальный взгляд на Корпоративные университеты России и подкреплено 3-х летним исследованием. С другой стороны, в нем автор выделяет специфическую роль КУ как центра экспертизы, где не только распространяются, но создаются и аккумулируются знания.

    Уровни зрелости корпоративной системы обучения

    Очевидно, что следующий вопрос, над которым стоит поразмыслить: «Где точка перехода от учебного центра к корпоративному университету? Как замерить зрелость системы обучения?»

    Если опираться на определения выше, то первым признаком зрелости корпоративного обучения является переход от «реакции на запросы» к «предвосхищению запросов». Таким образом, КУ должен глубоко понимать бизнес и его цели, рынок, быть внимательным к трендам и сигналам изменений.

    Функция обучения, ориентированная на предвосхищение запросов:

    • планирует учебную деятельность с опорой на стратегические цели головной компании (какие компетенции нам понадобятся завтра)
    • проактивно управляет знаниями компании (какими знаниями и компетенциями мы обладаем сегодня, насколько сотрудники соответствуют тем компетенциям, которые предполагает их роль; накопление и создание передовых знаний)

    Оценка КУ по этим параметрам позволяет измерить результативность деятельности, т.е. насколько КУ способствует достижению бизнес-целей. Это первый признак зрелости функции обучения.

    В поисках ответа на вопрос, что еще определяет КУ, мы проанализировали несколько моделей и подходов, чтобы найти такую модель зрелости, которая была бы:

    1. универсальной, т.е.не зависела от отрасли или страны, где действует КУ
    2. надежной, т.е. имела описанную процедуру и инструменты оценки и была подтверждена исследованиями
    3. признанной, т.е. ее оценке доверяли ведущие КУ
    4. достаточно простой и лаконичной, т.е. в ней возможно сориентироваться в условиях ограниченного времени на обучении

    Мы остановили свой выбор на модели Ассоциации CorpU (Corporate University Xchange).

    Ассоциация CorpU — американская профессиональная ассоциация и исследовательская платформа, специализирующаяся на изучении стратегического корпоративного обучения и развития. Основана в 1997 году. Используется в глобальных компаниях из списка Fortune 500

    В подходе CorpU уровень зрелости КУ оценивается по 2-м критериям:

    1. Результативность: степень достижения компаний (посредством КУ) бизнес-показателей.
    2. Эффективность: адекватность использования ресурсов (финансовые показатели). Иными словами, насколько целесообразно достигать бизнес-показателей посредством КУ.

    Сочетание этих критериев позволяет выделить 4 уровня зрелости КУ:

    4 критерия уровня зрелости корпоративного университета

    Примечательно, что оставаться в одном из уровней зрелости КУ может годами. Потому что его роль неразрывно связана с бизнес-стратегией и целями материнской компании. И мы предостерегаем вас от оценок вида «традиционный тренинговый центр – безусловно плохо, а стратегический бизнес-партнер – очевидно хорошо». Невозможно рассматривать путь становления КУ без глубокого понимания актуальной ситуации, потребностей и амбиций бизнеса.

    В этой статье остановимся на кратком описании уровней зрелости КУ, которое аккумулировано из анализа отчетов, исследований и книг различных авторов.



    В последующих статьях приведем примеры, когда каждый из уровней зрелости не только соответствует текущей ситуации, но является предпочтительным. Какие аспекты деятельности Корпоративного университета определяют его зрелость и как проанализировать собственную функцию обучения.

    [1]M. Allen, The Corporate University Handbook, 2002

    [2]О.Голышенкова. Построение корпоративного университета// Менеджер по персоналу, 2010

    [3]J. Meister, Corporate Universities: Lessons in Building a World-class Workforce, 1998

    [4]Катькало В.С. Современные корпоративные университеты: эволюция концепции и вызовы цифровой эпохи// Корпоративные университеты России 2022

      

    Наши статьи в вашей почте
    Уже уходите?

    Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.


      bg-email
      Подписка на новости

      ПОДПИСКА НА НОВОСТИ