Содержание:
В идеальном мире обучающиеся приходят настроенными на тренинг, испытывая интерес к обучению и осознавая его пользу. Однако мир не идеален. Сотрудников нередко направляют на обучение, потому что «так надо», люди записываются на тренинг просто, чтобы узнать что-то новое, идут за компанию.
Поэтому задача тренера — на старте создать, а затем поддерживать вовлекающую среду, где каждый будет погружен в обучение и будет прикладывать усилия для освоения нового.
Вовлеченность в обучение проявляется следующим образом:
- участники обмениваются мнениями, делятся опытом;
- уделяют все внимание обучению;
- экспериментируют с новыми моделями;
- задают вопросы, стремятся разобраться в содержании;
- прикладывают усилия, выполняя задания;
- делают записи.
Компоненты вовлеченности
Мы опираемся на POSE — модель создания среды обучения Тима Эндрюса. Согласно ей, вовлеченность возникает в среде с тремя компонентами: целью, ответственностью и безопасностью.
Цель
Взрослые люди учатся тогда, когда понимают, зачем им это. Сформулируйте четкую и ясную цель тренинга, свяжите ее с рабочими задачами участников. Важно, чтобы цель обучения прозвучала как можно раньше — проговорите ее на старте, запишите на флипчарте или карточке и оставьте перед глазами участников<.p>
Побуждайте участников ставить индивидуальные цели обучения и связывайте содержание с ними по ходу тренинга.
Начинайте каждый шаг тренинга с объяснения того, как он продвигает к общей цели обучения. Помогайте участникам формулировать выводы и планировать действия по переносу навыков в рабочую практику.
Ответственность
Взрослого человека нельзя заставить научиться, можно только создать условия и разделить с ним ответственность за результат.
Объясняйте, что потребуется со стороны обучающихся для достижения целей: тренировки,запрос обратной связи, смелость экспериментировать и ошибаться, вносить свой вклад в работу группы. Побуждайте их обращаться к своему опыту, сопоставлять и встраивать новое в привычные модели.
Не создавайте обманчивых ожиданий: тренинг — это не «волшебная таблетка». Напоминайте, что навык требует практики и времени за пределами класса.
Поддерживайте партнерскую позицию, разделяя ответственность за результат. Для этого следите за речью:
- Исключите уменьшительно-ласкательные слова, например, минуточка, листочек, ручечка.
- Используйте объединяющие фразы: мы сделаем, сфокусируемся, обсудим.
- Благодарите за вопросы, вклад, идеи.
Безопасность
Нам важна как физическая, так и психологическая безопасность. К физической безопасности относится комфортное, удобное помещение, где под ногами не лежат провода, а коробки не перекрывают проходы. Психологическую безопасность формируют безоценочность, конфиденциальность, поддержка, тактичность, дружелюбие. Заметить психологическую небезопасность можно по следующим признакам.
- Участники дают осторожные, социально-желаемые ответы.
- Оправдываются в ответ на обратную связь.
- Боятся допустить ошибку.
- Обесценивают происходящее на тренинге — «это здесь так получилось, на работе все совсем иначе».
- Не делятся опытом, не задают вопросы.
- Становятся пассивными участниками процесса, стараются быть незаметными.
- Открыто не выражают свое несогласие или сомнения относительно обсуждаемого вопроса.
Ключевое правило, формирующее безопасность и желание открыться у участников обучения, — это конфиденциальность. Заранее проговорите, что обсуждение рабочих вопросов, ситуаций и задач не выйдет за пределы группы. Тогда вы увидите, что уровень открытости постепенно увеличивается. Взрослые люди очень чувствительны к неуспеху. Покажите им, что ваш тренинг — это безопасная зона.
Безопасности на начальных этапах сопутствует комфорт. Организуйте удобное пространство для обучения. Будьте дружелюбны, улыбайтесь. Убедитесь, что участники знакомы друг с другом. Если нет, организуйте знакомство. Например, сотрудники могут называть свое имя и качество, которое помогает в работе.
Когда задаете вопросы, дайте время подумать над ответом или обсудить его в парах. Одна из самых небезопасных ситуаций для обучающихся — когда требуется дать ответ здесь и сейчас без предварительной подготовки.
Для поддержания комфортных условий включайте музыку на перерывах и во время выполнения заданий.
При оглашении обратной связи говорите о поведении, опираясь на факты. Отчетливо и регулярно давайте позитивную обратную связь о том, что уже получается. Помогайте участникам тренинга формулировать обратную связь друг другу. Не допускайте оценочных высказываний.
Все три компонента нужны уже до начала тренинга, когда участники только присоединяются к процессу. То, как вы поприветствовали, пригласили к работе, организовали настрой на обучение, значимо. Периодически проводите диагностику и проверяйте, насколько устойчивы все три компонента.Тогда обучение будет проходить с большей пользой и удовлетворенностью от процесса как у вас, так и у участников.