Инструменты и способы поддержки функциональных тренеров и внутренних экспертов, вовлечённых в систему обучения компании 

Содержание

  1. Выделение рабочего времени на обучение
  2. Методическая поддержка
  3. Эмоциональная поддержка
  4. Доступ к актуальной информации
  5. Продуманная и прозрачная система мотивации
  6. Организационная поддержка
  7. Об исследовании Института Тренинга

Внутренние эксперты или, как их часто называют, функциональные тренеры, обучая персонал, помогают организациям решать многие задачи: повышать экономию и эффективность, удерживать и развивать ключевых сотрудников, сохранять экспертизу в компании и пр. 
В ходе исследования Института Тренинга «Люди учат людей. Как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения и развития персонала», 64% участников заявили, что их компаниям не хватает сотрудников, готовых делиться опытом. Причин того, почему люди не хотят брать на себя дополнительную роль преподавателя, достаточно: отсутствие необходимого для этого времени в рабочем графике, неуверенность в собственных силах, нежелание заниматься организационной частью обучения и т.д. 
Какую поддержку внутренних экспертов должна продумать и внедрить организация, которая хочет вовлечь их в систему обучения? Что предпринять, чтобы сотрудники охотно брали на себя роль преподавателей, а обучение, которое они проводят, было полезным?

1. Выделение рабочего времени на обучение

Одним из ключевых вызовов при вовлечении внутренних экспертов в систему обучения участники исследования назвали время. Вот как справляются с этим вызовом в разных компаниях: 
  • Обращаются к руководителю подразделения, от которой требуется эксперт, просят его предложить или назначить сотрудников на роль функциональных тренеров. 
  • На старте работы сотрудника в роли функционального тренера согласуют с руководителем выделение рабочего времени на эту задачу. 
  • Заносят разработку и проведение обучения в рабочие цели сотрудника на год; цели согласует руководитель. 
  • На каждое проведение обучения с сотрудником заключают договор ГПХ.

2. Методическая поддержка

Чтобы эффективно и увлекательно обучать, мало быть экспертом в своей теме. Нужно разобраться, как учатся взрослые люди: что продвигает их в освоении новых знаний и умений, что тормозит и вызывает сопротивление.

30% участников исследования заявили, что проводят обязательную стартовую методическую подготовку внутренних экспертов, функциональных тренеров.  
Кроме того, организации используют следующие инструменты: 

  • Предоставляют экспертам доступ к электронным курсам, видеолекциям по навыкам обучения взрослых;
  • Обеспечивают экспертов книгами для тренеров;
  • Создают или приобретают сборники готовых заданий для тренингов;
  • Разрабатывают шпаргалки с методическими подсказками.
  • Предлагают шаблоны для описания программ и подготовки учебных материалов.
  • Организуют базы знаний, в том числе с дистанционными курсами. 
  • Создают системы администрирования, в которых числятся ведущие каждой программы; менеджер программы обеспечивает методическую поддержку ведущих. 
  • Делают рассылки для внутренних экспертов с интересными материалами по обучению и развитию.
  • Проводят мастер-классы для внутренних экспертов силами сотрудников функции обучения.
  • Организуют регулярную обратную связи для внутренних экспертов от профессионального тренера.
  • Создают и развивают сообщества внутренних экспертов для обмена опытом. 

3. Эмоциональная поддержка

Особенно важна для начинающих ведущих, но может потребоваться и опытным тренерам. Неожиданный вопрос, на который не нашлось ответа, возражения участников, несоответствие собственных представлений о том, как пройдёт обучение, и реальности, слишком сильное волнение до старта и в процессе работы — все это может расстроить ведущего, значительно снизить его желание проводить обучение в будущем. 

Вот что делают организации, чтобы вовремя отслеживать и разрешать такие ситуации: 

  • В небольших компаниях или при невысокой частоте обучения, которое проводят внутренние эксперты, специалист по обучению присутствует на каждом таком обучении и по необходимости помогает ведущему. 
  • Специалист по обучению периодически звонит внутренним экспертам после обучения и узнаёт, как оно прошло. Если нужно, эмоционально поддерживает, даёт методические подсказки на будущее. 
  • Организуют общий чат, где внутренние эксперты могут поделиться переживаниями с коллегами, запросить совет.

4. Доступ к актуальной информации

Этот вопрос актуален не всегда. Часто эксперта приглашают именно потому, что эта информация у него есть. Однако если вы привлекаете целую команду функциональных тренеров для проведения одной программы, разработчиками которой они не являются, важно заранее продумать, кто и как будет: 
  • следить за актуальностью программы; 
  • вносить изменения; 
  • доводить изменения до ведущих и помогать в них разобраться.

5. Продуманная и прозрачная система мотивации

Здесь возникает целый ряд вопросов. 

Доплачивать или не доплачивать? 

Если доплачивать, то за что именно: только за проведение или также за разработку и подготовку обучающих материалов? 

Если доплачивать, то как именно: по часовой ставке, договору ГПХ, обеспечить ежемесячную надбавку к зарплате или повышающий коэффициент к годовому премированию? 

Если не доплачивать, то как иначе стимулировать сотрудников брать на себя дополнительные задачи по обучению и выполнять их продолжительное время? 

Каждая организация по-своему отвечает на эти вопросы. Здесь приведём лишь некоторые инструменты материального и нематериального стимулирования, которыми поделились участники исследования. 

Нематериальное стимулирование: 

  • Публикация статей, интервью, историй успеха.
  • Создание и развитие сообщества внутренних экспертов.
  • Участие внутренних экспертов в профессиональных конференциях — внутренних и внешних.

Материальное стимулирование: 

  • Работа в роли внутреннего эксперта оплачивается по фиксированной часовой ставке, договору ГПХ, в виде фиксированной ежемесячной доплаты за разработку и проведение обучения. 
  • Работа в роли внутреннего эксперта не оплачивается напрямую, однако позволяет получать те или иные материальные выгоды. Например, работа в роли ВЭ учитывается при подведении итогов года и позволяет увеличить коэффициент годовой премии; опыт работы в роли внутреннего эксперта — обязательное условие для назначения на определенные должности и т.д. 
  • Поощрение через обучение. Например, в конце года каждый внутренний эксперт получает сертификат с определенной суммой, которую он может потратить на свое обучение; ВЭ имеют преимущество при распределении бюджета на внешнее обучение и т.д. 

6. Организационная поддержка

Это ответы на вопросы: кто формирует группы, бронирует и готовит помещения или создаёт онлайн-собрания, приглашает участников, готовит необходимые для обучения материалы. 

Многие эксперты готовы делиться опытом, но не успевают и не хотят делать организационную работу, без которой обучения тоже не случится. Очень важно на старте понять, кто и как сможет поддержать этот процесс, и чётко донести это до экспертов, чтобы снять возможные опасения и возражения. 

Чем детальнее будет продумана система и инструменты поддержки внутренних экспертов и функциональных тренеров, тем проще и точнее будет строиться коммуникация с экспертами и их руководителями и тем выше шансы на успешное сотрудничество с ними.

Об исследовании Института Тренинга

Материал подготовлен на основе результатов исследования Института Тренинга «Люди учат людей: как и зачем бизнес вовлекает внутренних экспертов в систему обучения и развития персонала?». Исследование проводилось с сентября по декабрь 2023 года методом анкетирования и проведения глубинных интервью. В нем приняли участие 53 организации. 

Участники исследования — сотрудники, управляющие системой обучения с участием внутренних экспертов и/или управляющие командой внутренних экспертов: руководитель департамента/отдела оценки развития персонала, руководитель корпоративного университета, HR бизнес-партнёр и др. 

Институт Тренинга проводит очное обучение на тренера и дистанционное обучение на бизнес-тренера функциональных тренеров и внутренних экспертов. Все программы для тренеров вы найдете в разделе Программы обучения тренеров. 

Авторы: ,

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

bg-email
Подписка на новости

ПОДПИСКА НА НОВОСТИ