Эмоциональный менеджмент во время пандемии

В период глобальных изменений, затрагивающих весь мир в целом и каждого из нас в частности, важно беречь не только физиологическое, но и психоэмоциональное здоровье. Юрий Михеев даст ряд практических рекомендаций, как управлять своими эмоциями.
Эмоциональный менеджмент во время пандемии

Психология эмоций

Эмоции сами по себе очень важны. Позитивные и негативные, они сильно влияют на нашу жизнь. Эмоции — это отражение наших физиологических реакций на происходящее, не всегда осознаваемое, но влияющее на все наши действия. Например, мы видим что-то страшное, еще не осознали до конца, но уже испугались. Или видим нечто такое, с чем никак не хотим контактировать, и испытываемое отвращение. Иначе говоря, у эмоций есть очень важная сигнальная функция: они сигнализируют нам о происходящем и дают энергию на то, чтобы среагировать. К сожалению, очень часто мы сами отключаем этот сигнал. Это связано с тем, что некоторые эмоции, которые мы испытываем, неприемлемы с социальной точки зрения, или же мы сами думаем, что они неприемлемы. «Ты не должен так чувствовать, не должен испытывать такого по отношению к другому человеку, подобные эмоции не допустимы на работе» — подобные установки приводят к тому, что мы подавляем свои эмоции, не разрешаем себе их проживать. Как говорят в психотерапии, перестаем контактировать с эмоциями осознанно.

В наши дни эта тема особенно актуальна, потому что у большинства из нас внезапно случилось очень много изменений, которые в первую очередь затронули нашу повседневную реальность. Границы нашей жизни нарушены и активно перестраиваются, привычные практики становятся другими, а постоянный контакт с близкими вызывает дополнительный стресс. Но мы не можем проявлять злость или гнев, чтобы не испортить отношения. Мы не можем бояться, потому что боятся только трусы. Мы не можем показывать грусть и печаль, потому что должны быть сильными. Этот постоянный контроль требует огромного количества психических ресурсов и истощает нас. При этом в жизни напряженные ситуации возникают постоянно. Например, я занят, мне нужно сосредоточиться, а тут позвонили, похлопали по плечу, письмо, и вот я уже срываюсь из-за того, что отвлекаюсь на всякую ерунду. Или же я несколько раз объяснил подчиненным, что нужно сделать, а они продолжают делать не так, что вызывает у меня гнев и раздражение, из-за чего я могу отреагировать не самым конструктивным образом и добиться совсем не того эффекта, который нужен.

Таким образом, мы находимся в противоречии. С одной стороны, мы испытываем много разных эмоций, которые нам мешают работать, вызывая раздражение, злость. С другой стороны, мы в этот момент находимся в такой среде, где проявление этих эмоций будет явно неэффективно и не даст того результата, которого мы хотим добиться во взаимодействии с другими людьми на работе. Важно помнить и о том, систематическое подавление эмоций вредно для психологического здоровья и физического самочувствия. Нарушения могут проявляться в виде различных соматических реакций, к которым относят множество ранее считавшихся традиционными заболеваний (например, сердечно-сосудистого спектра). Поэтому перед нами стоит две задачи одновременно: нужно заботиться о себе и своем здоровье, но не забывать о своих близких и о своем месте среди тех людей, с которыми мы постоянно взаимодействуем. Выливать на них весь свой негатив — крайне вредно для нашей жизни: она может от этого разрушиться или приобрести вовсе не то качество, что мы бы хотели. Как быть? Как сделать так, чтобы срывы случались реже? Как при возникающих эмоциях вести себя наиболее адекватно и эффективно? Предлагаю использовать три простых действия!

Включаем осознанность. В момент возникновения эмоции попробуйте ответить на следующие вопросы. Что я сейчас чувствую? Что это за эмоция? В какой ситуации она возникает? Почему я начинаю злиться именно в таких обстоятельствах? Что вызывает у меня ту или иную реакцию? С опытом осознования Вы научитесь прогнозировать, когда возникнут сильные реакции, это позволяет к ним внутренне подготовиться. Например, я знаю, что если сейчас будет квартальное совещание, а планы не выполнены, или какие-то показатели завалены, и я среагирую на это следующим образом.

Даем определение. Когда вы уже осознали, что испытываете какие-то сильные эмоции, сосредоточьтесь на них и попробуйте подобрать название для этой эмоции: я в ярости, я боюсь, мне неприятен человек, с которым я общаюсь. В некоторых, особенно сильных, ситуациях, можно проговорить это вслух или даже в диалоге. Например, в процессе переговоров вам говорят то, что вы не ожидали услышать. Можно так и отреагировать: «Я в недоумении от того, что вы сказали». Называя эмоцию про себя или проговаривая что вы чувствуете вслух, вы, во-первых, получаете время, чтобы обдумать свою реакцию. Во-вторых, называние эмоции снижает ее силу, и вам будет легче управлять этой энергией.

Смотрим шире. Когда вы понимаете, что именно с вами происходит в той или иной ситуации, когда вы снизили накал, назвав эмоцию, вы сможете лучше понять окружающий вас мир, и, как следствие, более взвешенно и рационально отреагировать. Таким образом, можно поступать со всеми сильными эмоциями не только в наше непростое кризисное время, но и в повседневной жизни. А если сдержаться все уже не удалось, нужно знать, как справляться с последствиями.

Опубликовано в корпоративном издании Upeco

  

Наши статьи в вашей почте
Уже уходите?

Присоединяйтесь к нашей рассылке и будьте в курсе всех новостей.

    bg-email
    Подписка на новости

    ПОДПИСКА НА НОВОСТИ